Mittwoch, 3. Februar 2016

Индивидуальное время каждому ребёнку.

Один из часто задаваемых мне вопросов - успевают ли многодетные мамы уделять время каждому ребёнку? Существует стереотип, что дети в многодетных семьях заняты лишь тем, что помогают маме в уходе за малышами и с домашней работой.
Недавно мы говорили об этом со старшей дочерью. Я попросила её рассказать своё мнение на этот счёт. Вот её слова: "Мы получаем столько внимания, сколько нам нужно, не мало и не много. Достаточно заботы и достаточно свободы. У нас есть всё, что нам нужно: еда, одежда, хобби, отпуск, друзья. Я всем довольна.".
Я была очень рада получить такой ответ, ведь как раз тема заботы и времени меня волновала больше всего ещё когда я ждала второго ребёнка. Я боялась ревности, боялась что старший будет чувствовать себя обделённым, что не смогу поровну делить свою любовь и своё время. В какой-то то мере всё так и было. Несмотря на мои старания. Я играла во всевозможные игры "в малыша" со старшим, следила за тем чтобы всегда ласково называть его и обнимать наравне с малышкой. Просила помочь мне сделать какие-то мелочи и хвалила за это, время от времени я или муж ходили с ним куда-нибудь без дочки. Но всё равно он вспоминает этот период как трудный для себя, так же как и дочь, когда родилась средняя, и сейчас, когда родилась младшая, настала уже её очередь. Теперь я понимаю, что время адаптации старшего ребёнка неизбежно и ему просто нужно дать это пережить.
В целом же распределять время между детьми мне было совсем не сложно. Все они родились с разницей в 6 лет. С одной стороны это неудобно, тк очень редко удаётся найти интересное занятие для всех одновременно. С другой, вопрос индивидуального внимания решается сам собой. До рождения самой младшей я вечерами дожидалась сына и мы пили чай, болтали или смотрели сериалы, которые он любил. Сейчас ему уже 19 и эту роль в его жизни переняла любимая девушка, а я могу ложиться спать раньше. С 13-летней дочерью я общаюсь обычно в обед, когда она возвращается из школы, в это время младшая как раз спит, а средняя учится до 16:00. Кроме того примерно раз в месяц мы с ней ходим по магазинам и в кафе. И ещё смотрим передачи типа "голос" или "Germany's next Top Modell" когда малышня уже спит. Сложно сейчас с первоклашкой, которая как раз переживает кризис всвязи с рождением Вики. Ей я каждый вечер читаю перед сном, это наше время только вдвоём. Конечно мы гуляем, играем и прочее, но это обычно с малышкой и с подружками - соседками. Остальным временем почти безраздельно владеет Вика.
Все мои дети занимаются чем-то помимо школы. Хобби, кружки, начиная с 5 лет я стараюсь дать им возможность попробовать себя в разных областях. Что-то бросают быстро, что-то приживается.  Сын долго занимался танцами, сейчас танцует на любительском уровне, посещает с друзьями балы. Пишет стихи и песни. Старшая дочь, Юлия, играет на фортепиано. Занималась фигурным катанием, сейчас просто регулярно ходит на каток с подругами. Средняя, Николь, тоже ходит на фигурное катание, но уже видно, что это останется на уровне хобби, я и не стремлюсь отдавать детей в большой спорт. Занимается танцами. Хотелось бы ещё развивать художественный талант, он у неё ярко выражен, но пока не нашла возможности в нашем городе. Вику я никуда не вожу, считаю что раннее развитие лучше всего может дать мама. Одной из целей на этот год я поставила себе разработку плана домашних занятий с младшими детьми. Буду делиться найденными идеями по мере продвижения.
Напоследок хочется затронуть тему помощи. Раньше я была убеждена, что детей надо всячески ограждать от домашних дел. Быт - забота мамы. В немецких семьях чаще всего именно так. Но в последнее время я пересмотрела этот аспект. Конечно организация быта это безусловно обязанность мамы, но взаимопомощь обязательно должна быть в семье, это  укрепляет отношения и даёт детям возможность почувствовать себя нужными и приносящими пользу. Так что теперь я без зазрения совести даю детям разнообразные домашние задания (вынести мусор, загрузить/разгрузить посуду в поудомойку, развесить бельё сушиться и тому подобное) но много времени они не занимают. Что касается помощи по уходу за младшими, тут я привлекаю детей по минимуму, иногда немного поиграть пока я готовлю например.
Конечно в семьях, где маленькая разница между детьми, расклад будет иной и от характеров детей и их понимания между собой тоже зависит многое. Но в любом случае очень здорово и интересно находить разные варианты, складывая свой семейный паззл.

1 Kommentar:

  1. Имея только двух детей с разницей в возрасте 6,5 лет, всегда хотелось чтобы досуг проводили все вместе.  Но у превеликому моему сожалению, проведя пять минут в обществе друг друга дети начинают ругаться, не щадя ни своих сил ни  моих нервов. И что-же я имею? Нервно дергающийся глаз у себя любимой..
    Потому как,  голова забита стереотипами , " дети должны быть дружными", "досуг только всей семьей",  и все что не вписывается в эти рамки, знамо дело " неправильно " и крайне огорчительно.
    В итоге, идя например в бассейн, нужны компаньоны для обоих детей. Что тоже неплохо,  дети с друзьями развлекаются,  мамы отдыхают.
    Но сегодня собираясь в бассейн,  сын подросток наотрез отказался составить нам компанию, компаньонов для дочки тоже не нашлось. И тут я подумала, а если по примеру автора, уделять для разнообразия внимание детям отдельно друг от друга?  Общение с ребенком получается более близким, все отдохнули и получили моральное уловлетворение.
    Может кто-то пожмет плечами и недоуменно поднимет бровь,  но я благодаря этой заметке, в свои 36 лет, посмотрела на  эту проблему под иным углом.
    Лена, спасибо!

    AntwortenLöschen