Sonntag, 21. Februar 2016

Сила семейных ритуалов.


Ритуалы имеют большое значение в жизни семьи.  Я бы даже сказала основополагающее. Раньше я не уделяла им  внимания, хотя много читала об этом. Но в последнее время убеждаюсь насколько мощный это инструмент и как облегчает мамам (и папам) жизнь.
Сделаю небольшое отступление. Немецкая система  воспитания детей несколько отличается от русской. Она более упорядочена. Правила - правила - порядок, как и во всём в Германии. Я не знаю ни одного немецкого ребёнка дошкольного или младшего школьного возраста, который бы не обедал ровно в 12, ужинал бы не в 6 вечера, после чего не смотрел бы передачу типа наших "Спокойной ночи малыши " и в 7 часов не лежал бы в постели, естественно умытый и с начищенными до блеска зубами. До такого педантизма мне конечно далеко. Но со временем я заметила, что чёткие правила это не обязательно "казарма" и ущемление свободы ребёнка. Наоборот, если подойти с любовью, они дают детям чувство защищённости, уверенности, как крыша над головой, которая есть всегда, и не важно дождь на улице или снег, внутри тепло и уютно.
Чувство уверенности они дают и родителям. Когда ребёнок привык всё делать в одно время, не нужно тратить силы на уговоры, не нужно нервничать, думать что-то вроде "Боже, как я устала, когда ты наконец умоешься и уляжешься..." Основной процент родительских нервов уходит именно на эти ежедневные мелочи.

Что такое семейный ритуал и как удачно его внедрить, чтобы он работал на вас, а не наоборот?
Расскажу об этом на примере нашего вечернего ритуала.
Сначала небольшая страшилка из личного опыта. Моя средняя, Ника, с рождения была абсолютно ручным и маминым ребёнком. Она не спала ни в кроватке, ни в колыбели, ни секунды не лежала в коляске - стоило её положить, как раздавался оглушительный вопль. Дни я коротала либо сидя с ней на руках, либо нося в слинге. Ночью первое время спала полусидя с ней же на руках, потом она засыпала рядом со мной. Но никогда в своей кроватке. Продолжалось всё это очень долго. К тому же спала она вообще очень мало. Укладывания были нашим ежедневным ночным кошмаром.
Старшие дети спали не так плохо, но уговоры, ремиксы сказки про колобка в двадцати экземплярах и круговое чтение книжки про счастливое семейство Барби, к которой питала неистребимую слабость старшая дочь, до сих пор вспоминаю с содроганием.
Однажды я решила - хватит. Боясь ущемить свободу детей, я становилась рабом их желаний и лучше от этого не чувствовал себя никто. И тогда в наш быт вошли ритуалы. Это произошло как-то удивительно легко. И я поняла, что детям это нужно не меньше чем мне. Сейчас мы все ложимся спать вовремя и абсолютно без проблем. Также и с дневным сном.
 Важно, чтобы ритуал нравился ребёнку, в нём должна быть "деловая составляющая" (например умыться, почистить зубы) и приятная (чтение, песенка, полежать с мамой...). Сначала выполняется деловая часть, она должна быть посильной для ребёнка (он может до всего дотянуться, знает где лежит всё необходимое, умеет совершать нужное действие и тд). Нужно устранить мешающие факторы, Николь например не любит быть в ванной одна, поэтому я подстраиваю купание Вики так, чтобы быть в это время рядом, а зубы мы чистим с ней вместе. Приятная часть должна быть достаточно заманчивой чтобы мотивировать ребёнка поскорее закончить обязательную программу. И в то же время она в свою очередь должна быть посильной для родителей, не стоит заводить традиции, которые сложно будет осуществлять изо дня в день.
У малышей хорошо вводить ритуал постепенно, наблюдая за ребёнком и совершенствовать по мере необходимости. Сейчас у нас например такой вечерний ритуал: ужин, купаемся или умываемся и переодеваемся в пижаму, выключаем свет и включаем музыку для медитации (случайно обнаружила что Вика под неё отлично засыпает),покачиваю на руках сидя в кресле-качалке пока не заснёт. То же самое днём: после обеда переодеваемся, опускаю жалюзи в детской и включаю музыку. Следующим шагом будет укладывание сразу в кроватке.
С детьми постарше я обговариваю условия заранее, главное потом соблюдать их самой. Когда я поняла что уже не могу выносить вышеописанные ночные бдения, мы с Николь заключили договор, что отныне будем каждый день делать так: мыться, чистить зубки, надевать пижамку и ложиться в кровать. Потом читаем (предлагаю интересные для обеих книжки, "Малыш и Карлсон", "Мэри Пиппинс", "Дети из Бюллербю", "Волшебник изумрудного города", "Эмиль из Лённеберги") иногда чтение заменяем музыкой. Ника засыпает очень быстро и уже сама идёт укладываться, когда подходит время.
Ритуалы могут быть самые разные, утренний, вечерний, воскресный... можно вплетать туда и автоматизировать всякие детские дела: уборку комнаты, уроки и прочее. Главное чтобы и вам и ребёнку это помогало и нравилось!

Keine Kommentare:

Kommentar veröffentlichen